Имена Рязанцев в истории

Адмирал Александр Павлович АВИНОВ

(Материалы предоставлены Музеем рязанских путешественников)

Адмирал АВИНОВ Александр Павлович (1786-1854)

Адмирал А.П. Авинов

Должность: адмирал, командир Севастопольского порта, член адмиралтейств-совета, путешественник.

Дата рождения: 18 марта 1786.

Александр Павлович Авинов, адмирал флота России, путешественник, совершивший кругосветное плавание к берегам Северной Америки, исследователь Тихого океана, боевой офицер и военный деятель, родился 18 (30) марта 1786 года в деревне Василево, Касимовского уезда, Рязанской области.

Происходил он из древнего дворянского рода новгородских посадников Овиновых, которых в 1477 году князь Иван Третий за службу наделил землями в Касимовском уезде. Отцом будущего адмирала, был отставной кавалерийский подпоручик Павел Иванович Авинов, умерший вскоре после рождения сына. Данных о матери практически не известно. Вероятнее всего она до замужества носила фамилию - Скуратова. Военным моряком Александр Павлович стал благодаря своему дяде, вероятно, родному брату матери вице-адмиралу Николаю Сергеевичу Скуратову, участнику многих войн и сражений.

Когда Александру Павловичу было 10 лет (1796 г.), дядя определил его в Морской кадетский корпус. Учебная программа в нем включала следующие дисциплины: математику, грамматику, физику, астрономию, механику, навигацию, кораблевождение, корабельную архитектуру, артиллерию, фортификацию, риторику, право, историю, генеалогию, географию, рисование, такелажное дело, иностранные языки (английский, французский, датский, шведский, итальянский), фехтование, танцы.

В 15 лет Александр окончил корпус в звании гардемарина, совершил три кампании по Балтийскому морю. В числе лучших, был направлен в 1804 году волонтером в эскадру великого английского адмирала Горацио Нельсона (вместе с М.П. Лазаревым и М.Н. Станюковичем). С 10 июня 1804 г. он плавал мичманом на английских судах в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах.

9 октября 1805 года, в день грандиозного Трафальгарского сражения, А. Авинов был на корабле «Виктория» под командованием легендарного адмирала Нельсона, который в этом бою погиб. После этого боя мичман Авинов попал в плен к испанцам и провел несколько месяцев на острове Пальме.

9 октября 1806 г., служа опять на английской эскадре, находился при бомбардировании Булони. У взыскательных английских командиров кораблей мичман Авинов заслужил такую аттестацию: "Поведения хорошего, в должности усерден".

В 1807 году, после окончания практики на военных кораблях Великобритании мичман Авинов вернулся в Санкт-Петербург. С 1808 года три кампании крейсировал в Балтийском море и затем, с мая 1812 г. по сентябрь 1814 г., в чине лейтенанта находился в плавании у берегов Голландии и Англии. В феврале 1814 г., находясь в сражении при Флиссенгене, Авинов стоял в устье Шельды, для защиты бывших в Голландии русских войск.

1815 и 1816 гг. он провёл в крейсерстве, а в 1817 г. перевозил десантные войска из Кале в Россию.

26 ноября 1816 года за беспорочную выслугу 18 шестимесячных морских кампаний лейтенант Авинов был награждён орденом св. Георгия 4-й степени (№ 3295 по списку Григоровича—Степанова).

4 июля 1819 года — знаковый день для российского военного флота. В этот день в Кронштадте начались две морские экспедиции. Одна, Ф.Ф. Белинсгаузена и М.П. Лазарева, отправилась открывать Антарктиду, другая — искать северный морской путь из Тихого океана в Атлантический. В этой экспедиции, под общим руководством М.В.Васильева, шлюпом «Благонамеренный» командовал Г.С. Шишмарев. На шлюпе «Открытие», командиром которого был сам капитан-лейтенант М.Н. Васильев, в качестве старшего офицера находился лейтенант Александр Павлович Авинов. Все экипажи кораблей были укомплектованы опытными моряками-добровольцами.

Справка о судне типа ШЛЮП

Шлюпами называли парусные торговые и военные суда самых различных типов, несших от 1 до 3 мачт. В русском флоте большинство шлюпов были трехмачтовые с парусным вооружением, близким к фрегатскому. Их иногда называли «слабыми фрегатами». Для эскадренного боя шлюпы подходили мало, но были пригодны для для научных экспедиций, крейсерской войны и перевозки грузов.

 

Справка о шлюпе «Открытие»

Вооружение 18 пушек. Длина 39,63 м. Ширина 9,95 м. Осадка 5,18 м. Заложен в 1817 г. на Охтинской верфи в С.- Петербурге, спущен 1 мая 1819 г.

3 июля 1819 г. шлюп «Открытие» вместе со шлюпом «Благонамеренный» вышел из Кронштадта для отыскания в высоких широтах прохода из Тихого океана в Атлантический. 21 сентября 1820 г. шлюпы прибыли в Новоархангельск. 27 октября вышли из Новоархангельска и 10 ноября прибыли в Сан-Франциско, где встали на ремонт. 8 сентября 1821 г. «Открытие» прибыл в Петропавловский порт, а 15 октября вместе со шлюпом «Благонамеренный» вышел в обратный путь и 1 августа 1822 г. вернулся в Кронштадт. В 1823— 1826 гг. был брандвахтой в Свеаборге. Разобран в 1828 г.

Шлюпы в ходе всего путешествия старались держаться вместе. Получив в английском порту Портсмут навигационное оборудование, экспедиция отправилась в порт Рио-де-Жанейро (Бразилия), а оттуда, пересекая Атлантику, прошли к мысу Доброй Надежды. Дальнейший их путь пролегал в порт Джексон (Сидней). Переход оказался очень затруднительным, из-за сильных штормов и из-за постоянных ожиданий тихоходного шлюпа «Благонамеренный». В ходе всего перехода от Бразильских берегов постоянно велись научные наблюдения – так близко к южному полюсу еще не проходила ни одна российская экспедиция.

В Австралии моряков ждал отдых: экскурсии во внутренние районы материка, знакомство с природой и людьми. Экипаж собрал коллекции растений, птиц, минералов, описал геологию страны. От Сиднея группа кораблей шла курсом мимо островов Фиджи, Уэллиса и Маршалловых. 13 мая 1820 года, на подходе к Камчатке, шлюпы разошлись курсами: «Благонамеренный» — на о. Уналашка, «Открытие» — в Петропавловский порт. В дальнейшем, в июле, планировалось встретиться в заливе Коцебу. После посещения Петропавловска и встречи в заливе, корабли направились выполнять свою главную задачу — поиск северного прохода из Баренцева моря в Атлантику. Продвигаясь на север по Чукотскому морю по полярным водам, шлюпы начали лавировать среди льдов. Идти группой не удавалось, пришлось действовать самостоятельно. Шлюп «Открытие», следуя вдоль американского берега к северу, 29 июля достиг 7° 6´. с.ш. и 166° 8´. в.д., где встретил там льды.

Хотя М.Н Васильев не считал их сплошными, но, не имея при себе хорошего баркаса, для исследований на малых глубинах, и стесняемый туманами, решил возвратиться.

Наступала зима, пора было возвращаться в Ново-Архангельск. Прибыв в столицу Русской Америки, командиры осознали, кораблям требуется ремонт. Провести его решили в Сан-Франциско. Но перед уходом из Ново-Архангельска, Васильев М.Н. поручил лейтенанту Игнатьеву на местной верфи построить бот. 27 октября корабли вышли в Сан-Франциско, где провели необходимые ремонтные работы и перезимовали. Пока было время, составили точную карту бухты Сан-Франциско и расположенного севернее Форт-Росса. В феврале 1821 года шлюпы пошли на Гавайские острова за продуктами. Наступала весна, корабли вновь двинулись на север.

М.Н. Васильев, прибыл в Ново-Архангельск и приняв уже построенный бот направился к о. Уналашка. Здесь было принято решение: более тихоходный корабль Г.С. Шишмарева направить к побережью Северной Чукотки искать проход в Атлантику, через открытое море; в это же время Васильев будет пытаться это сделать вдоль берега Аляски. 26 июня корабли вышли из Уналашки.

У западного берега Аляски Васильев открыл остров Нунивак и, пока его описывал, поручил лейтенанту А. Авинову, командовавшему ботом, снять на карту береговую часть американского континента между мысами Невенгалом и Дерби. Задача была объемная и трудновыполнимая из-за постоянных штормов и сильного ветра. Тем не менее, Авинов приступил к выполнению приказа. М.Н. Васильев, выполнив все работы по описанию вновь открытого острова, вернулся за Авиновым, но в обусловленном месте его не нашел. Поджимаемый временем, он решил направиться дальше. Пройдя через Берингов пролив в Чукотское море, командир вновь попал в тяжелые льды. Корабль едва не раздавило. Только самоотверженная работа экипажа спасла «Открытие». Корабль повернул назад и 9 августа вышел из Ледовитого океана. Васильев пытался искать Авинова у мыса Дерби и у острова Стюарта. Получив от местного населения данные, что никакие корабли в этих водах не появлялись, направился в Петропавловский порт на Камчатке. Там он нашел бот и самого Александра Авинова, который описал часть побережья к северу от мыса Невенгали, но вынужден был работы прекратить, так как у экипажа началась цинга и бот оказался плохо управляемым. Тем не менее А. Авинов, за два месяца, выполняя картографические работы, смог пройти по указанной ему широте весь Восточный океан от Аляски и до Камчатки. При этом в координатах 59° 43´ с.ш. и 204° 5´ в.д., открыл мыс, который позже был назван в его честь — «мыс Авинова».

Не менее драматично проходило плавание Г.С. Шишмарева. Шлюп двигавшийся ближе к Чукотке, все время сносился ветром к побережью и на широте 70° был затерт льдами. Только через сутки ветер переменился, и корабль освободился из плена. Экипажу пришлось отказаться от попыток отыскать северный проход в Атлантику.

Корабли 2 отрядов встретились в Петропавловском порту, откуда 15 октября они направились на Гавайские острова, 20 декабря — к мысу Горн и, обойдя его, через Рио-де-Жанейро и Копенгаген, 19 августа 1822 года прибыли в Кронштадт.

Кругосветное путешествие Александра Авинова, длилось 3 года и 4 недели.

Медаль «На отправление шлюпов для открытий в Северном океане»Медаль «На отправление шлюпов для открытий в Северном океане»
Медаль «На отправление шлюпов для открытий в Северном океане»

За эту экспедицию Авинов получил пенсию на службе и чин капитан-лейтенанта; один из открытых им мысов (60° северной широты и 166°30´ восточной долготы) назван его именем.

С 1823 по 1827 г. он находился в Кронштадте и, в чине капитана 2-го ранга (произведён в конце 1822 г.).

Авинов в Наваринском сражении

Командуя 84-пушечным кораблём «Гангут», поступил в эскадру контр-адмирала графа Л. П. Гейдена, отплывшую в Средиземное море. Гейден, как известно, прибыл к Наварину, когда его уже блокировала английская эскадра Кодрингтона. К 1 октября прибыла и французская эскадра де Риньи. Объединённая эскадра русских, английских и французских кораблей вошла в Наваринскую бухту, чтобы заставить турок ничего не предпринимать против греков.

8 октября 1827 г. корабли союзников двинулись по диспозиции в бухту, но были встречены огнём с турецких судов и батарей.

Вход кораблей союзников в бухту Наварин
Вход кораблей союзников в бухту Наварин

Это и вызвало общую канонаду турецкого-египетского флота, числом орудий превосходившего европейских союзников. Перевес численности орудий, однако, не помог и после четырёхчасового ожесточённого боя, турецко-египетский флот был окончательно истреблен.

В разгаре боя на корабль «Гангут» пущен был турками громадный за-жженный брандер. Авинов успел огнём всей своей артиллерии потопить его, не допустив до корабля.

И.К. Айвазовский «Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года»
И.К. Айвазовский «Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года»

Затем, пущенный неприятелем на союзную эскадру горящий египетский адмиральский фрегат «Лагерьер» врезался в «Гангут». В этом последнем случае, дабы предупредить гибель от взрыва остальных близстоящих союзных судов, рискуя каждый момент сам взлететь на воздух, Авинов снялся с якоря и, выйдя на свободную воду, принялся за тушение пожара и освобождение своего корабля от горевшего неприятельского фрегата. Прорубив фрегату дно, русские моряки потопили фрегат.

Не нахожу достаточно выражений, дабы изъяснить в. в-ву храбрость, присутствие духа и усердие капитанов, офицеров и нижних чинов, оказанные ими во время кровопролитного сего сражения; они дрались, как львы, против сильного и упорного неприятеля, а в особенности отличились капитаны Лазарев, Авинов, Свинкин, Богданович и Хрущев…

(Отрывок из рапорта командующего русской эскадрой контр-адмирала графа Л. П. фон Гейдена на Высочайшее имя)

За храбрость и умелые действия в Наваринском бою Авинов был произведён в капитаны 1-го ранга и награждён орденом св. Владимира 3-й степени. Кроме того он получил союзнические награды от французского (орден св. Людовика), английского (орден Бани) и греческого (Командорский крест) королей.

Корабль «Гангут» нуждался после боя в серьезном ремонте. Ремонтные работы велись на Мальте, где и простоял корабль всю зиму и вернулся в Кронштадт только 22 июля 1828 г.

В 1829 году капитан 1 ранга Авинов был назначен командиром нового 110-пушечного корабля «Император Пётр I». Однако, вместо плавания на новом линейном корабле Авинов был командирован в Америку, для покупки корвета с новейшими приспособлениями и для ознакомления с усовершенствованной системой судостроения.

Из командировки Авинов вернулся контр-адмиралом (произведён 7 октября 1830 года) и, получив за исполнение поручения Высочайшее благоволение (5 февраля 1831 г.), назначен командиром 3-й бригады 4-й флотской дивизии. В 1832 году награждён орденом Святого Станислава 1-й степени.

Севастопольский период службы А. Авинова

16 января 1834 г. контр-адмирала А. Авинова назначают начальником штаба Черноморского флота (одновременно с назначением М. П. Лазарева главным командиром Черноморского флота).

В 1836 - 1837 годах командовал 2-й практической эскадрой Черноморского флота. 6 декабря 1837 года произведён в чин вице-адмирала, с назначением командиром Севастопольского порта. Он занимал эту должность в течение 13 лет (1837-1849). И здесь, работая в административной области, он вложил всю свою душу в порученное дело, создавая новый первоклассный порт. За его время в Севастополе начата была постройка Адмиралтейства, для чего срывалась целая гора, были выстроены сухие доки. Он состоял председателем комитетов по строительству Адмиралтейства и сухих доков. Стал добросовестным и деятельным помощником М. П. Лазарева. Почти двадцать лет отдавал контр-адмирал Авинов свои силы и знания работе по преобразованию Черноморского флота и переоборудованию Севастопольского порта в первоклассный порт. За труды по укреплению главной базы Чер-номорского флота он в 1837 году был награждён орденом Святого Владимира 2-й степени.

Дом Александра Авинова часто посещали друзья детства, такие же как и он кругосветные путешественники: братья-адмиралы Лазаревы, Ф.Ф. Белинсгаузен, А.А. Дурасов, М.Н. Станюкович. Эти встречи проходили на глазах его шести сыновей, что не могло не сказаться на их тяге к путешествиям. У каждого из них была своя судьба. Сын Сергей стал генералом от инфантерии, Николай – генерал-лейтенантом, Федор – генерал-майором, Митрофан – полковником. Лейтенант флота Василий погиб в совсем молодом возрасте. А вот Александр, как и отец, стал мореплавателем и участником кругосветных плаваний.

С 1841 г. вице-адмирал А. Авинов назначен военным губернатором Севастополя.

В 1849 году после трагической гибели старшего сына Василия (лейтенант Василий Авинов утонул в Пирейской гавани), здоровье адмирала Авинова резко ухудшилось, он стал терять зрение, оказался вынужденным подать в отставку. Он был вынужден просить о назначении на должность, более соответствующую его здоровью. Высочайшим приказом 3 апреля 1849 года он был назначен членом Адмиралтейств-совета. Авинов переехал в Петербург, где работал в должности члена Совета до своей смерти. За выдающиеся заслуги в деле развития отечественного флота А.П. Авинов 2 октября 1852 году был произведен в полные адмиралы. В 1845 году он был награждён орденом Белого орла.

Могила адмирала Александра Павловича Авинова

Здоровье его в Санкт-Петербурге, казалось, улучшилось и ко дню юбилея — 50-летнего служения в офицерских чинах (10 июня 1854 г.) — он был вполне здоров, но с первых чисел следующего сентября почувствовал расстройство здоровья вследствие простуды, и 30 сентября в возрасте 68 лет его не стало. Адмирал, отдавший 50 лет своей жизни беззаветному служению русскому флоту, участник более 40 славных военных операций, мореплаватель, совершивший кругосветное плавание, был похоронен на Новодевичьем кладбище в Петербурге. Через несколько лет рядом была похоронена его супруга, Елизавета Максимовна Авинова (1802-1880), дочь вице-адмирала М.П. Коробки.

Могила адмирала Александра Павловича Авинова

Могила адмирала Александра Павловича Авинова (1786-1854) находится в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище, одном из самых роскошных кладбищ города 19 века.

Имя выдающегося флотоводца и путешественника носит средняя школа в г. Касимов Рязанской области.

Сайт школы им. адмирала А.П. Авинова http://avinovschool6.ucoz.ru

Вверх